Что такое МФЦ

В прошлом гражданину приходилось лично бегать по нескольким ведомствам и конторам, чтобы подписать или оформить определенный документ. Процедура затягивалась бесконечными простоями в очередях и длительными минутами ожидания, которые разбавлялись нервными срывами. Сейчас ситуация в корне поменялась, государство пошло на встречу населению и реализовала специализированные сервисные центры, которые занимаются бумажной волокитой за вас. Подобные учреждения назвали сокращенно МФЦ или Мои Документы. Несмотря на их большое распространение и пользу, многие потребители плохо осведомлены о возможностях подобных заведений.

Назначение и функционал МФЦ

Для начала узнаем, как выглядит расшифровка аббревиатуры. Буквы означают многофункциональный центр. Подобные учреждения можно встретить практически в каждом, даже отдаленном, населенном пункте России. Основная задача МФЦ заключается в посредничестве между населением и государственными органами и муниципальными структурами. По сути МФЦ – это бюджетная организация, которая создана для облегчения жизни граждан и увеличения скорости оформления документов, при этом не берет деньги за свои услуги, если не предусмотрена госпошлина.

Рассмотрим основные цели и задачи МФЦ:

  1. Главная задача, которая стоит перед МФЦ – упрощение получения государственных услуг.
  2. Уменьшает объемы документов, необходимых для оформления, тем самым значительно снижает бумажную волокиту.
  3. Предоставление справочной информации для посетителей и оказание поддержки.
  4. Сервисные центры способствуют уменьшению длительности получения услуг.
  5. Снижение уровня коррупции во властных структурах и муниципальных органах, ведь клиент не сможет общаться напрямую с представителем ведомства.
  6. Повышение уровня простоты, комфорта и удобства. Все могли заметить, что в отделениях МФЦ хорошее оформление, дизайн, удобные комнаты ожидания и наличие детских площадок. В некоторых установлены кофейные автоматы.

Ежегодно полномочия МФЦ расширяются, поэтому появляются новые цели и задачи.

Что же касается функциональных возможностей, то в полномочия сотрудников сервисного центра входит:

  1. Бесплатная консультация и предоставление информации для граждан любого социального статуса, по поводу получения госуслуг и подачи заявлений.
  2. Прием комплекта документации, запроса от потребителя и дальнейшая обработка сведений.
  3. Выдача готовых оригиналов документов, справок или результатов полученных услуг.
  4. Непосредственное взаимодействие и партнерство практически со всеми государственными учреждениями, структурами и органами власти. Обмен информацией и документацией. Передача заявления от потребителя в уполномоченное ведомство и прием результатов.
  5. Предоставление дополнительных услуг. Например, при необходимости оплаты государственной пошлины в офисах устанавливаются специальные терминалы для приема денежных средств.
  6. Обслуживание граждан по телефонной линии, которая всегда находится в активном состоянии. У каждого отделения есть собственный контактный номер, по которому можно заранее забронировать талон или запросить консультацию.

Можно сделать вывод, что МФЦ или Мои Документы представляет собой государственную организацию, которая является посредником между населением и муниципальными органами власти. Сами сотрудники центров не имеют полномочий вносить изменений в полученные заявления и документы, изготавливать справки и разрешения. Они лишь должны принимать от вас бумаги и передавать их в вышестоящее ведомство.

Можете обратиться за содействием в любое отделение МФЦ, без территориальной привязки к определенному району населенного пункта или адресу. Даже в любом регионе вас обязаны принять и обслужить в полной мере.

Перечень платных и бесплатных услуг

Многофункциональный центр является бюджетной организацией, поэтому все услуги, которые он предоставляет бесплатные. Потребитель лишь должен оплатить государственную пошлину, если она предусмотрена за выбранную им функцию. Если же заказали услугу, которая по законодательству не требует внесения госпошлины, то не потратите ни копейки.

Несмотря на это, в отделениях МФЦ могут распространяться платные предложения. Это могут быть дополнительные сервисы от самого МФЦ или от сторонней компании, которая располагается в одном помещении с центром обслуживания. Рассмотрим самые распространенные примеры:

  1. Помощь в заполнении документации квалифицированными сотрудниками или юристами.
  2. Предоставление технических средств для распечатки, копирования, сканирования документов, бумажных листов нужного формата.
  3. В некоторых организациях можно найти нотариуса или юридического консультанта.
  4. Изготовление фотографии на оформление корочек.
  5. Специализированные автоматы для оплаты государственной пошлины. Они работают бесплатно, но при проведении транзакции списывается дополнительная комиссия, размер которой зависит от суммы платежа.
  6. Кофейные аппараты и иное коммерческое оборудование.

Следует учитывать, что никто не должен насильно требовать с вас денежных средств. Платные функции МФЦ находятся в открытом доступе и посетители заказывают их лишь по собственному желанию.

Разновидность госуслуг для населения в МФЦ

Мои Документы оказывает для граждан огромный перечень услуг, которые можно разделить на две основные категории – для физических и юридических лиц. Среди них можно выделить решение проблем с недвижимым и движимым имуществом, семейные вопросы, правовые и юридические сервисы, оформление документов государственного образца.

Рассмотрим список самых востребованных предложений от МФЦ:

  1. Замена и оформление нового паспорта гражданина Российской Федерации, заграничного паспорта и водительского удостоверения в международном формате.
  2. Предоставление справок, выписок из архивных документов.
  3. Оформление электронной подписи, для получения услуг в электронном формате, а также заключения договоров и актов.
  4. Подготовка сертификата на материнский капитал.
  5. Выдача готовых оригиналов СНИЛС, полиса обязательного страхования и ИНН, в случае их замены или порчи.
  6. Прохождение регистрации на постоянном месте жительства или по временному проживанию.
  7. Оформление права собственности на недвижимость, земельный участок, имущество.
  8. Регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
  9. Запись детей в детские сады и учебные учреждения.
  10. Консультация по правовым вопросам.
  11. Работа с пользователями пенсионного возраста, решение вопросов с пенсионными выплатами.
  12. Подготовка государственных льгот и субсидий на оплату коммунальных услуг.
  13. Постановка на регистрационный учет транспортного средства.
  14. Решение вопросов опекунства.

Это неполный список доступных функций сервисного центра.

Не существует единого перечня, ведь в каждом отдельном офисе определенные услуги могут не предоставляться, поэтому всегда перед посещением рекомендуется удостовериться в этом вопросе.

МФЦ поддерживает сотрудничество с такими структурами власти, как МВД, ПФР, Налоговая инспекция, комитеты природопользования, архивы и реестры, управление ЗАГС, администрация конкретного населенного пункта, Росстат, Росреестр, Министерство юстиций, ФСС и жилищный комитет. Этот список постоянно пополняется новыми организациями и учреждениями.

Принципы работы МФЦ (этапы)

Взаимодействие по схеме гражданин – МФЦ – уполномоченное ведомство происходит по стандартному формату, независимо от того, какую услугу заказываете. Рассмотрим принципы предоставления государственных услуг и обращения поэтапно:

  1. Потребитель лично посещает любое отделение обслуживания и подает документы на рассмотрение. Если необходимо оплатить государственную пошлину, то придется выполнить перевод на реквизиты, которые выдаст сотрудник. Чтобы не стоять в очереди и не тратить время на ожидание, можно самостоятельно и заранее забронировать удобный промежуток дня и оформить номерок. Для этого достаточно позвонить в нужное отделение.
  2. Специалист принимает документы и заявление на рассмотрение. Гражданин получает на руки расписку, в которой указан список бумаг, которые приложили к запросу, номер заказа и предположительная дата результата.
  3. После этого сотрудники обрабатывают комплект документации и готовят его к отправке в уполномоченное ведомство. Длительность доставки составляет один рабочий день. При отсутствии определенной информации специалист самостоятельно обращается в нужные учреждения для сбора сведений.
  4. Заявление обрабатывается в государственном органе, как только документ, справка или иной результат будет готов, он отправится обратно в МФЦ.
  5. После этого должны уведомить о готовности по номеру телефона, но порой этого не происходит и нужно самостоятельно отслеживать работу ведомств.
  6. Осталось прийти с распиской и забрать готовый результат.

В статье подробно познакомились с МФЦ, основное назначение подобных центров – предоставление государственных и муниципальных услуг для всех слоев населения. Очевидно, что появление подобных учреждений значительно упростило жизнь простого человека и увеличило скорость обработки документов. Больше не нужно бегать от конторы к конторе ради одной бумажки. Экономьте свое время и нервы, делайте все с умом.

Оцените статью
Информационно-справочный ресурс по нормам трудового и юридического законодательства