Перед тем как возводить собственное жилище, необходимо позаботиться о соответствующем разрешении от местного муниципалитета. Ведь без согласия властей постройка будет считаться незаконной и, следовательно, на хозяина будут наложены административные санкции в виде приличного штрафа.
В 2021 году получить разрешение на строительство частного дома можно при помощи онлайн-сервисов. Они позволят сэкономить застройщику немного времени и нервов. Если вам это интересно, то ознакомьтесь со статьёй. Здесь найдёте руководство по получению услуги, список необходимых документов, а также срок ожидания решения по вашей заявке.
Особенности получения услуги
Отдельно стоит рассмотреть все особенности по получению данной услуги. Для начала перечислим, какой орган в вашем случае является ответственным за оформление разрешительного документа. Прежде всего, место обращения зависит от расположения вашего участка. То есть:
- если стройка происходит в исторических зонах, то нужным ведомством будет госорган по охране объектов культурного наследия.
- если стройка планируется на объектах с использованием недр, то Минприроды России;
- если стройка организуется в обычном поселении, то городская Администрация (отдел архитектуры и градостроительства);
- если частный дом возводится на границе нескольких поселений, то региональная (областная) администрация.
С вопросом, кто выдаёт согласие на строительство, разобрались. Обратим внимание на требования, которым должно соответствовать будущее жильё. А именно:
- частный дом рассчитан на проживание только одной семьи (никаких посемейных делений здания пополам или на треть);
- имущество не превышает 3-х этажей, при этом подвальное помещение в расчёт не берётся;
- обязательное наличие хотя бы одной жилой комнаты.
Также нужно перечислить штрафы за отсутствие разрешения на строительство индивидуального жилого дома:
- физ.лица – от 2 до 5 тысяч рублей;
- должностные лица – от 25 до 50 тысяч рублей;
- индивидуальные предприниматели без образования юр.лица – от 20 до 50 тысяч рублей (или приостановка бизнеса до 90 дней);
- юр.лица – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей (или приостановка бизнеса до 90 дней).
Полезно знать. На гараж, дачные домики и хозяйственные помещения разрешение не требуется.
Необходимые документы для оформления
Для оформления официального согласия от местных властей, понадобится предоставить следующий перечень документов:
- заполненное заявление;
- гражданский паспорт РФ;
- документ, подтверждающий наличие права собственности на земельный надел (свидетельство о регистрации собственности, договор купли-продажи, дарственная или выписка из ЕГРН);
- кадастровый паспорт на имущество;
- градостроительный план надела;
- план-схема с месторасположением будущей застройки.
Дополнительно могут потребоваться:
- заключение комиссии (если сооружение будет выше 3-х этажей);
- нотариальная доверенность (если заявление подаёт посредник);
- согласие всех собственников на проведение реконструкции.
Отдельно стоит отметить некоторые нюансы:
- Градостроительный план участка заказывается в местной администрации. Срок ожидания составит 30 дней, а стоимость услуги – бесплатно.
- На основе градостроительного плана оформляется план-схема с расположением будущей застройки.
Важно. Для некоторых регионов обязательным условием является наличие топографической съёмки.
Как получить разрешение на строительство через Госуслуги
Переходим к главному – онлайн-порталу. Для наглядности опишем подробный порядок получения разрешения на строительство дома через Госуслуги. Начнём с регистрации аккаунта ЕСИА и повышения его уровня до подтверждённого.
Шаг 1. Создание профиля (упрощённый уровень):
- Откройте официальный сайт Государственного портала.
- Нажмите на блок «Личный кабинет» в верхней части экрана и выберите форму регистрации.
- Добавьте сведения о себе: имя, фамилия, номер мобильного телефона и адрес электронного почтового ящика. Придумайте надёжный пароль и повторите его дважды.
- Закончите процедуру. Для этого активируйте ссылку в письме, которое было отправлено на указанный email.
Шаг 2. Заполнение профиля (стандартный уровень):
- Щёлкните на «Личный кабинет» и нажмите на гиперссылку «Мои данные и контакты».
- Перейдите в режим редактирования в колонке «Основная информация».
- Заполните пустые поля: отчество, дата и место рождения, гражданство, данные паспорта и карточки СНИЛС.
- Ожидайте приблизительно 15 минут, пока система отправит запрос на правильность введённых сведений.
Шаг 3. Идентификация (подтверждённый уровень). На этом этапе придётся выбрать один из следующих способов и пройти подтверждение личности:
- в клиентском центре обслуживания (МФЦ, ПФР, ФСС, Почта России);
- через интернет-банкинг от партнёров (Сбербанк, Почта Банк, Тинькофф);
- при помощи усиленной квалифицированной электронной подписи.
Полезно знать. Можно оставить заявку на заказное письмо в личном профиле. В нём будет ключ активации.
Теперь разберёмся, как же подать заявку на услугу. Для этого:
- Кликаем на вкладку «Услуги». Она расположена в верхней части экрана.
- Находим и выбираем раздел «Квартира, строительство, земля» и подраздел «Разрешение на строительство».
- Щёлкаем на нужную опцию, а именно «Разрешение на строительство (кроме ООПТ и ОКН)».
- Уточняем «Оформление разрешения для строительства ИЖС».
- Заполняем бланк заявления, прикрепляем необходимые документы и подтверждаем отправку данных.
- Ожидаем некоторое время и забираем результат указанным способом.
Дополнительно перечислим сведения, которые потребуется внести в анкету заявления:
- фамилия, имя и отчество заявителя;
- дата рождения;
- контакты для связи (email, номер телефона);
- серия и номер удостоверения личности, кем и когда выдан;
- тип правовых отношений по земле (аренда, собственность или отсутствие собственности);
- номер по кадастру;
- сведения об объекте (наименование объекта, тип и объём строительства);
- номер градостроительного плана;
- план-схема организации участка (приложить);
- оставшиеся документы (приложить);
- способ получения результата (лично или онлайн).
Готово. После всех манипуляций остаётся только ждать вынесения решения местной администрацией.
К сведению. Система Госуслуг будет присылать уведомления об этапах заявки на указанный email. Так что вы точно не пропустите окончание процесса.
Срок рассмотрения заявления
Срок выдачи разрешения происходит в ближайшее время – спустя 10 рабочих дней со дня подачи заявления. Если сроки «срываются» и затягиваются, то можно оставить жалобу на несоблюдение порядка предоставления услуги.
Немаловажным будет знать срок действия разрешительного документа. Он составляет 10 лет с момента его выдачи. Если этот период прошёл, а дом не достроен, бумагу придётся продлить. Сделать это можно через единый портал Госуслуг.
Когда могут отказать
Однако случается и такое, что вместо положительного решения приходит отказ. Какими же основаниями это подкрепляется:
- заявление заполнено неверно или содержит недостоверные сведения;
- предоставлен неполный пакет документации;
- право собственности на объект отсутствует;
- стройка планируется на охраняемой территории.
Если считаете, что ответ властей является неправомерным, то можете оспорить решение, обратившись в суд.
Хотелось бы подытожить. Оформление будущей постройки – вещь нужная и необходимая. Ведь выдачей разрешений на строительство, муниципалитет пресекает беспорядочные возведения сооружений, а также зданий, несущих опасность для окружающих.