Создание электронной подписи для портала Госуслуги

Электронным документам придается официальный статус только при обеспечении целостности и аутентичности. То есть при условии, что содержание остается неизменным и по нему распознается автор, время создания и подлинность. Регулирует эти процессы законный акт «Об электронной цифровой подписи». Приведенная в статье информация поможет разобраться, как сделать электронную цифровую подпись для оказания различных госуслуг.

Что такое электронная подпись ЭЦП

Закон позиционирует электронную цифровую подпись (сокращенно ЭЦП) как определенный реквизит документа, аналог стандартной подписи на бумаге. С технической точки зрения — это результат обработки текстового документа специальными программами с элементами шифрования.

Юридические, физические лица (после наступления 14 лет) имеют право вести виртуальный документооборот. Используя инструмент электронной подписи (далее ЭП), проверяется подлинность документов для:

  • торгов;
  • документооборота;
  • госуслуг;
  • отчетности;
  • физических лиц.

Один из простых вариантов ЭП для оказания госуслуг – это ввод данных для входа в создаваемый на сайте личный кабинет. Этого достаточно, например, для записи на прием к специалистам или подачи какого-либо заявления.

Как создать ЭЦП для сайта Госуслуги

На сайте Госуслуги несколько этапов регистрации. В результате прохождения каждого открываются новые возможности для пользователя. ЭП необходима для авторизации личного кабинета (инициирования пользователя) и заказа услуг.

Для каждой госуслуги или функции, включенных в реестр, установлен список получателей и необходимых документов. В зависимости от содержания услуги требуется свой вариант ЭЦП.

Простая ЭП сопровождает начальный этап регистрации. Это упрощенный вариант регистрации на сайте, поскольку требует внести в базу некоторую информацию о пользователе. Процесс ввода необходимой информации на компьютере не отнимает много времени. Авторизовавшимся пользователям по завершении этапа присваивается простая ЭП.

Для квалифицированной ЭП недостаточно персональных данных. Реквизит в специализированном центре выдается сохраненным на внешнем носителе (флешке с USB-выходом). После телефонного обращения по поводу заказа виртуального реквизита в соответствующую организацию владельцу требуется подойти с паспортом для получения ЭЦП. Квалифицированная ЭП подходит для документа любого назначения.

Простую ЭП можно с помощью технических средств сделать самому лицу, написавшему электронное сообщение. Простая ЭП широко применяется для инициации сообщений на сайте, адресатом которых выступает должностное лицо или орган управления как государственного, так и муниципального уровня. Усиленная (неквалифицированная) ЭП – простая ЭЦП, подтверждающая совпадение содержания подписанного сообщения по объему и содержанию.

Не всем сообщениям на сайте Госуслуги достаточно иметь простой цифровой реквизит. В таком случае требуется подписать другим видом ЭЦП либо составить документ на бумаге.

Представляет из себя дополнительно подтвержденную усиленную простую ЭЦП. Подтверждение происходит посредством получения сертификата в аккредитованной удостоверяющей организации. Самостоятельно создать и использовать такой реквизит нельзя.

Описанная ЭП равнозначна личной подписи и штампу в напечатанном документе, если имеется актуальный сертификат ключа, подтверждение подлинности реквизита, а также в случае использования подписи согласно приведенной в сертификате информации. Обычно сложную ЭЦП требуют при отправке отчетности в ИФНС, ПФР и другие госорганы.

Создание и выдача ЭЦП осуществляется и государственным, и частным центром (организацией). Соответственно, единые цены на каждый вид виртуального реквизита не установлены. Простая ЭП записывается на съемный носитель (флеш-карту). Для создания квалифицированного варианта требуется специальное программное обеспечение (софт), а также сертификат ключа подписи.

Полная цена создания ЭП включает:

  • стоимость носителя: для простой ЭП – от 500 рублей; для квалифицированной – 900 рублей и выше;
  • софт: от 700 рублей;
  • сертификат ключа подписи: 1500 рублей и выше в зависимости от специфики деятельности.

Некоторые дополнительные услуги:

  • ускоренный выпуск ЭП: от 2500 рублей;
  • сопровождение сертификата: 1500 рублей и выше;
  • выпуск дублированной ЭП: в среднем 2000 рублей.

Список дополнительных услуг и областей применения сертификата ЭЦП обширны. Поэтому рекомендуется заранее установить цели приобретения ЭЦП.

Как проверить работоспособность подписи на госуслугах

Критерий работоспособности цифровой подписи проверяют перед обращением на портал Госуслуги. Требуется предварительно настроить компьютер, используя размещенные на портале инструкции. Этапы проверки ЭЦП:

  • подключить флешку с ЭЦП к компьютеру;
  • найти сайт Росреестра;
  • на сайте отыскать сервис https://rosreestr.ru/wps/portal/cc_vizualisation, работающий онлайн; в открытом окне появится сертификат, а также кнопка проверки.

Дополнительно применяются предварительно установленные на компьютер специальные криптопрограммы. Криптософт отличается повышенной защищенностью от вирусных атак и функцией пакетной проверки ЭП, но работает при наличии доступа компьютера к интернету.

ЭЦП применяют, чтобы создавать запросы, получать выписки, отправлять фискальную отчетную документацию, регистрировать имущество и т. д. Создать электронную подпись для госуслуг не трудно, зато это упростит и ускорит кабинетные бюрократические процедуры. Приобретение каждого варианта ЭЦП доступно по адекватным ценам. Единственное неудобство – необходимость ежегодной смены ЭП, компенсируемая простотой осуществления, надежностью и защищенностью документооборота.

Оцените статью
Информационно-справочный ресурс по нормам трудового и юридического законодательства