Оформление наследства – процесс несложный, но довольно длительный и затратный. Когда есть завещание, он может пройти быстрее, но если его нет, а наследник не один, процедура вступления в наследование потребует большого количества сил и терпения.
Как можно заявить о праве на наследство
Прежде всего давайте разберемся, когда и как заявить о наследстве и с чего начать.
Гражданский кодекс РФ предусматривает два пути вступления в наследство – фактический и нотариальный. При первом способе не предусмотрено оформление каких-либо документов, а вот второй позволяет преемникам получить документальное подтверждение их прав.
Если вы являетесь близким родственником покойного, например, хотите правильно оформить наследство после смерти отца, или указаны в его завещании, то для заявления о своем желании принять наследуемое имущество нужно обратиться в любой нотариальный орган по последнему месту жительства наследодателя.
Как это лучше сделать и что для этого нужно, можно прочитать в статье «Как заявить права на наследство».
В чем заключается очередность наследования
Наследование в РФ происходит либо по завещанию, либо по закону. При написании завещания наследодатель сам определяет, кто и в каком количестве получит его собственность.
Если же имеет место наследование по закону, порядок определяется в соответствии с определенной очередностью: Гражданский кодекс РФ определяет восемь очередей лиц, которые могут наследовать после смерти гражданина.
К первой очереди относятся супруги, родители, дети, ко второй – родные братья, сестры и так далее. Более подробная информация по этому вопросу изложена в статье «Очередность наследников».
Как определяется время и место открытия наследства
Согласно российскому законодательству, временем открытия наследства является смерть наследодателя. Подтверждается этот факт соответствующим свидетельством, которое выдается органами ЗАГС.
Местом оформления наследственных прав считается нотариальная контора в районе последнего места жительства умершего.
В некоторых случаях, когда невозможно выяснить, где проживал наследодатель, таким местом будет считаться место нахождения наследственного имущества.
Чтобы иметь объективное представление об этом вопросе, стоит ознакомиться со статьей «Время и место открытия наследства».
Сроки, установленные для открытия
Наследственное дело состоит из документов, подтверждающих права наследников умершего на получение его собственности, и открывается сразу после их обращения в органы нотариата.
Законом для этой процедуры отводится полгода со дня смерти наследодателя. Это время дается для сбора документов для оформления наследства, подтверждения родства и принятия решения о вступлении во владение имуществом или об отказе от него.
Учитывая правила исчисления сроков в российском наследственном праве, граждане могут обратиться к нотариусу даже в последний день шестимесячного срока.
Подробнее об этом читайте в статье «Срок вступления в наследство».
Обращение к нотариусу для открытия наследственного дела
Очень часто граждан интересует порядок оформления наследства у нотариуса после смерти матери. Для этого, как и в других случаях, необходимо собрать и предоставить документы, подтверждающие право собственности наследодателя на движимое и недвижимое имущество, и родство претендентов с ним.
При наследовании по завещанию необходимо предоставить сам документ в оригинале.
Наследование по закону
В соответствии с наследственным правом России, наследование по закону имеет место тогда, когда нет завещания, то есть гражданин при жизни не выразил воли относительно судьбы собственности либо завещал только часть ее.
В этом случае законодатель дает практически пошаговую инструкцию по оформлению наследства по закону.
Так, к наследованию могут призываться только родственники наследодателя, причем не все, а согласно их очередности. Оставшееся имущество при этом делится между ними в равных долях.
Узнать об этом больше вы можете из публикации «Наследование по закону».
Наследование по завещанию
Последние годы все больше российских граждан пишут завещания, стремясь распорядиться собственностью по своему желанию. В этом случае к наследованию будут призваны лица (или лицо), которых укажет завещатель, в том числе не являющиеся его родственниками.
Однако это не значит, что родные и близкие ничего не получат: закон защищает их права и вводит понятие обязательной доли, которая выделяется, если речь идет о несовершеннолетних или нетрудоспособных иждивенцах умершего.
О том, как вступить в наследство, имея на руках завещание, подробно рассказывается в статье «Наследование по завещанию».
Какие потребуются документы
Пришло время обсудить, что нужно для получения наследства после смерти кого-то из родных и близких. При обращении к нотариусу с целью оформления своих прав на собственность умершего нужно написать соответствующее заявление
- о принятии наследства;
- о выдаче свидетельства о праве на него.
Если преемник вступает в свои права по завещанию, он должен предъявить его, а также документ, удостоверяющий личность (обычно паспорт).
Наследники по закону, помимо паспорта, должны иметь подтверждение их родства с умершим.
Вот еще какие документы нужно представить нотариусу для оформления наследства, кроме вышеуказанных:
- свидетельство о смерти наследодателя;
- справка с места его регистрации с указанием лиц, которые с ним проживали;
- документы, подтверждающие, что покойный являлся собственником имущества, входящего в наследственную массу;
- справки (акты) оценки собственности, переходящей по праву наследования.
Нотариус может потребовать и иные документы, чтобы более полно оценить объем наследственной массы, ее стоимость, и определить круг наследников.
Подготовка заявления о принятии наследства
Заявление о принятии наследства подается в нотариальные органы в письменном виде в течение полугода после смерти завещателя. Подача заявления на наследство нотариусу производится лично, через представителя или почтовым отправлением.
Независимо от того, как и кем подается заявление, оно обязательно должно содержать:
- данные нотариуса, который его принимает;
- паспортные данные заявителя;
- основания наследования (по закону, по завещанию);
- паспортные данные покойного;
- дату смерти и последнее место жительства наследодателя;
- изъявление намерения принять наследуемую собственность;
- указание наследников по закону и по завещанию;
- описание всего имущества, подлежащего наследованию;
- подпись и дату составления.
Стоимость оформления
Нотариальное оформление наследства требует от преемников определенных затрат, большая часть которых относится к уплате государственной пошлины.
Кроме того, придется оплатить услуги нотариуса, если они понадобятся при заверении каких-либо документов, и оценку стоимости наследуемого имущества.
Чтобы получить более ясное представление о стоимости принятия унаследованной собственности, рекомендуем прочитать статью «Сколько стоит оформить наследство».
Оценка стоимости наследуемого имущества
В перечень документов, необходимых для оформления наследства у нотариуса, входит оценка собственности, оставленной умершим. Оценке обычно подлежат:
- квартиры,
- земельные участки,
- машины и иные транспортные средства,
- предметы искусства,
- антиквариат.
Если предметы домашнего обихода не представляют особой ценности, их не оценивают.
Оценка собственности умершего может быть рыночной, кадастровой и инвентаризационной. Какой вариант лучше выбрать и как это отразится на последующей уплате госпошлины, читайте в публикации «Оценка стоимости имущества».
Госпошлина на оформление наследства
При принятии наследственной массы граждане обязаны уплатить государственную пошлину, сумма которой зависит от того, кто получает собственность. Так, например, если оформляется наследство после смерти родителей, эта сумма будет равна 0,3% от стоимости доли, в случаях менее близкого родства – 0,6%.
В случае, если имущество поделено между несколькими правопреемниками, каждый из них обязан уплатить госпошлину самостоятельно, соразмерно полученной доле.
Более подробно об этом, а также о льготных группах граждан, которые не уплачивают пошлину или платят ее в меньшем размере, в статье «Госпошлина на наследство».
Как оформляется свидетельство о праве на наследство
По окончании шестимесячного срока, отведенного для заявления о своих правах и сбора документов, нотариус выдает правопреемникам свидетельство о праве на наследство, которое полностью подтверждает их права на владение, пользование и распоряжение той долей имущества, которая им досталась.
Получение свидетельства не является обязательным, однако этот документ понадобится при оформлении полученной во владение собственности.
Чтобы лучше понимать, что из себя представляет документ, а также в каком случае оформлять его нужно обязательно, стоит прочитать статью «Свидетельство о праве на наследство».
Регистрация права собственности
Полученное у нотариуса свидетельство о праве собственности дает возможность наследнику зарегистрировать права на свою долю наследства. Это нужно сделать, если в будущем планируется, например, продажа унаследованной квартиры, земельного участка или автомобиля.
Сроки оформления наследства после вступления в права наследования российским законодательством не ограничены.
Регистрация права собственности производится в соответствующих органах: объекты недвижимости – в Росреестре, транспортное средство – в ГИБДД.
В обоих случаях нужно составить заявление и сдать его в регистрирующий орган вместе со следующими документами:
- паспорт нового владельца;
- свидетельство о праве на наследство, полученное у нотариуса;
- документы на регистрируемый объект:
- квитанция, подтверждающая уплату госпошлины.
На регистрацию подаются подлинники документов с приложением их копий. Подать их можно лично или с помощью представителя, оформив соответствующую доверенность.